Обустройство участка и дома - Domprio.ru. История России: вопросы и ответы.


Новая Россия

Новая Россия


Каковы основные этапы и результаты экономических реформ в России в 90-е гг.?


Выборы Президента РСФСР и августовский политический кризис 1991 г. создали предпосылки для решительных действий в экономике уже Новой России. Программы модернизации экономики Г. Явлинского "500 дней" и команды младореформаторов во главе с Е. Гайдаром носили в себе крайне болезненные меры шоковой терапии. 28 октября 1991 г. на V Съезде народных депутатов Ельцин выступил с программой перехода России к рынку. Президент России предложил радикально изменить экономическую систему страны. Он заявил о либерализации цен и торговли. Что стояло за этими словами? Государство должно было отказаться от регулирования цен, чтобы наполнить рынок товарами, преодолеть нехватку (дефицит) самого необходимого.

Предлагалось начать структурную перестройку промышленности, приватизировать (передать в частную собственность) большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю-продажу земли. Говорилось о необходимости активизировать внешнеэкономические связи России с другими странами, снять ограничения на внешнеторговые операции, ввести российскую национальную валюту (рубль) и обеспечить его конвертируемость (свободный обмен на иностранную валюту).





Самым болезненным было решение о либерализации цен: на это, опасаясь социального взрыва, так и не пошло руководство СССР за все годы перестройки. Ответственным за проведение программы реформ стал один из ее разработчиков - вице-премьер правительства РСФСР Е. Т. Гайдар.

Каковы были первые результаты экономической реформы новой России в 1991-1992 гг.

Термин "шоковая терапия" был впервые использован в Польше в связи с перестройкой экономики на рыночные рельсы в конце 80-х гг. Его применяют и для обозначения экономических реформ начала 90-х гг. в Новой России.

Правительство объявило о введении свободных нерегулируемых государством цен в январе 1992 г. Оно полагало, что цены вырастут в три раза. Для компенсации потерь населения была на 70 % увеличена зарплата бюджетников (учителей, врачей, работников государственньж предприятий и учреждений - всех, кто получал зарплату от государства).

Действительность оказалась более суровой. Товарный дефицит, нехватка жизненно необходимых товаров были настолько острыми, что цены на многие из них выросли в 10-12 раз. Инфляция (рост цен) обесценила денежные вклады и привела к серьезному снижению жизненного уровня нассления. Резко возросло количество товаров широкого спроса, ввозимых из-за рубежа. Импорт позволил быстрее справиться с дефицитом. Но он привел к спаду не выдерживавшего конкуренции отечественного производства к закрытию предприятий. Впервые за многие десятилетия безработица приобрела массовый характер.

Особенно сложная ситуация сложилась в военно-промышленном комплексе, где были заняты миллионы россиян. Государственный бюджет лишился традиционных источников доходов. Падение бюджетных поступлений произошло стремительно. Более других от резкого снижения финансирования пострадали наука, культура образование, здравоохранение.

Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой. Но предпринятые правительством шаги дали и немалый положительный результат. Уже к осени 1992 г., пусть и на низком уровне, была достигнута относительная стабилизация производства. И все-таки население понесло столь значительные потери, что уровень доверия общества к власти существенно снизился.

Формирование слоя собственников с самого начала являлось важной задачей экономической реформы. Считалось, что его основой станут мелкие предприниматели и акционеры предприятий. Решить эту задачу была призвана в первую очередь приватизация (переход объектов государственной собственности к частным владельцам - отдельным лицам или трудовым коллективам). Перед правительством стоял крайне сложный и болезненный для общества вопрос: каким способом осуществить этот замысел? Мнения высказывались разные.

Приватизация начиналась осенью 1992 г. У подавляющего большинства населения средств для покупки акций не было. Вот почему правительство решило выдать каждому гражданину приватизационный чек (ваучер). Ваучер можно было обменять на определенное количество акций. Номинальная стоимость ваучера (та, что была на нем указана) рассчитывалась просто: условную стоимость основных производственных фондов по состоянию на 1 января 1992 г. (около 1 трлн 400 млрд ру6.) разделили на число российских граждан.



Всего за первый год реформ в Новой России были приватизированы 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15 % всех предприятий торговли. Главная цель оказалась достигнута: в стране быстрыми темпами формировался слой собственников.

Чем была вызвана необходимостъ корректировки экономического курса правительства в конце 1992 г.?

Результаты первого года реформ были несомненны, но решить основную задачу - стабилизировать экономику страны - правительству не удалось. В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов РСФСР отправил в отставку и. о. председателя правительства Е. Т. Гайдара и утвердил в должности премьер-министра В. С. Черномырдина. Приход опытного хозяйственника, бывшего министра газовой промышленности означал неизбежную корректировку курса реформ.

Гайдар стремился ослабить роль государства в экономике. Новый глава правительства, наоборот, сделал основную ставку на усиление государственного регулирования. Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам, которым государство выделило большие финансовые средства.

Но доходы государственного бюджета оставались недостаточными. Трудности объяснялись двумя главными причинами. Продолжалось падение отечественного производства и усиливалось "бегство капиталов" за границу: предприниматели опасались оставлять прибыль в нестабильноЙ России и вывозили ее за рубеж.

Государство не имело возможности финансировать новый этап экономической реформы за счет средств бюджета. Правительство Черномырдина попыталось привлечь деньги зарубежных банков и фирм и получить кредиты (займы) международных организаций. Иностранные компании вкладывать (инвестировать) деньги в российскую экономику не спешили, их отпугивали политическая нестабильность и отсутствие законодательной базы.

Кредиты получить удалось. Их выделили Международный валютный фонд и Всемирный банк. Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных обязательств (ГКО), продажа которых давала большие средства для экономики страны. Другим каналом получения капиталов стало привлечение денежных средств населения в банки. Всеми этими мерами правительству Черномырдина удалось снизить темпы инфляции, обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля. Однако использовались эти огромные средства далеко не всегда эффективно. Кредиты расходовались подчас не на нужды экономических реформ, а на выплаты бюджетникам и решение острых социальных проблем. Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днем.

Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их держателям огромные денежные суммы. Постепенно вызревали предпосылки для мощного финансового кризиса.




Каковы были результаты экономических реформ 9О-х гг.?

В 90-х гг. экомомика Новой России становилась многоукладной. Развивались различные формы собственности - индивидуальная частная, государственная, акционерная, муниципальная и другие. Отдельные звенья сложной экономической системы оказывались эффективными, другие переживали кризисные явления.

Результаты первых лет экономических реформ противоречивы. Рассмотрим несколько конкретных показателей, сравним их с показателями 1970 и 1980 гг.

В 1995 г., когда рыночные механизмы, финансовая и денежная системы в России стабилизировались, объемы добычи нефти cocтавили 307 млн т (в 1971 г. - 304 млн т). Чугуна производили 39,8 млн т, проката - 39 млн т (в 1970г. - 41,9 и 43,1 млн т соответственно). Проходила структурная перестройка металллургической промышленности: на смену мартеновскому производству (характерному для раннеиндустриального периода) шло кислородно-конверторное производство, присущее развитым индустримьным странам.

Одним из важнейших показателей стало увеличение удельного веса сферы услуг в экономике страны с 37 % в 1980 г. до 51 % в 1996 г. (у развитых мировых держав данный показатель составлял в это время 53 %).

Сократился импорт зерновых - 0,6 млн т в 1995 г. (во всем СССР он составлял в 1970 г. 2,2 млн т, в России в 1994 г. - 2,1 млн т). Снизилось производство продукции животноводства. Поэтому возрос импорт мяса и мясопродуктов: в 1995г. он составил 1,2 млн т (в 1980 г. - 0,8 млн т). Снижение реальных доходов населения изменило структуру потребления. Существенно сократилось потребление мяса и мясопродуктов (этот показатель снизился до уровня 1970 г.).

А вот показатели обеспеченности населения в Новой России телефонами, автомобилями, компьютерной и бытовой техникой резко выросли. Например, на 100 российских семей в 1992 г. приходился 21 автомобиль, в 1994 г. - 26, а в 1998 г. - 29.

В начале 1998 г. указом Президента председатель правительства Черномырдин был отправлен в отставку. Его преемником стал С. В. Кириенко. Он попытался смягчить последствия финанqового кризиса, приближение которого становилось все очевиднее. Выплаты по процентам от ГКО достигли сумм, которые превосходили возможности бюджета.

17 августа 1998г. правительство объявило о прекращении выплат по ГКО. Фактически государство отказалось платить по долгам. Одновременно был отменен "валютный коридор", удерживавший в 1995 - 1998 гr. 6олее или менее стабильный курс рубля по отношению к доллару. Уже к осени 1998 г. он снизился в четыре раза. Денежные вклады населения второй раз за семь лет обесценились, доверие к банкам и правительству было утрачено. Банковская система страны оказлась сильно подорванной. МВФ и Всемирный банк объявили о замораживании всех программ помощи России. Сократился импорт, вновь возникла нехватка отдельных товаров.

Правительство Кириенко было отправлено в отставку. Новым главой кабинета министров был утвержден Е. М. Примаков, провозгласившиЙ курс "опоры на собственные силы" и достижение общественного согласия. Рубль "подешевел", импорт сократился, и это объективно усиливало позиции отечественных производителей. Вдвое удалось снизить государственные расходы и бюджетный дефицит. Была ликвидирована задолженность правительства по зарплате бюджетникам и пенсионерам.

В мае 1999 г. главой правительства был назначен С. В. Степашин, в целом сохранивший преемственность экономического курса своего предшественника. В августе 1999 г. новым председателем правительства был утвержден Владимир Владимирович Путин. С его приходом к руководству исполнительной властью началась разработка новой экономической стратегии страны.

Документальный фильм: Новая Россия. Начало (видео 38 мин)

Каково было место Новой России в мировой экономике в 90-е гг.?

Начало трудного и полного противоречий перехода экономики страны к рынку обусловило изменение ее места и роли в мировой экономике. Основа российской экономики осталась прежней - производство и продажа сырья, особенно нефти и природного газа (о6разно такую экономику называют "экономикой трубы"). Усилия, предпринятые в конце 90-х гг. для уменьшения зависимости от цен на сырье на мировом рынке, ощутимых результатов пока не дали. Увеличилось отставание Новой России от ведущих мировых держав.

В начале ХХ в. валовой национальный продукт на душу населения для европейской России составлял 22 % от уровня США, а в 1994 г. - 18 %. Позиции России оказались серьезно потесненными и новыми промышленно развитыми странами. Если в начале ХХ в. Россия входила в число первой пятерки промышленно развитых держав, то к концу века по совокупным показателям экономического развития она занимала 55-е, а по промышленным показателям - 95-е мecтo в мире.

Другая проблема состоит в том, что, не завершив индустриализации, страна столкнулась с необходимостью ускоренного продвижения к информационному обществу. От успеха в решении этой задачи зависит, сумеет ли Новая Россия сохранить традиционное, подобающее ей положение в мире.

Какие перемены в политическом строе России произошли в 90-е гг.? Каковы были последствия этих перемен?

Решение о разработке новой российской Конституции было принято уже на I съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 г. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с Б. Н. Ельциным. Однако до подписания Беловежских соглашений и распада СССР оппозиционные силы блокировали все попытки пересмотреть советскую Конституцию 1977 г.

В 1992 г. работа над Основным законом независимой и Новой России вступила в новый этап. Дискуссии развернулись вокруг вопроса об основах политического строя. Президент выступал зa создание президентской республики. Центральной фигурой првидентской республики является глава государства. Он обладает большими полномочиями и является гарантом соблюдения Конституции. Президент обеспечивает реализацию принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Другую точку зрения выражали рабочие комиссии Верховного Совета. Они предлагали сохранить традиционное для советской политической системы положение о полновластии Советов, являющихся источником всей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Проект ставил в центр новой политической системы Верховный Совет РСФСР.

Напряженная борьба Президента и Верховного Совета заняла весь 1992 и первые девять месяцев 1993 г. Противостояние вокруг проекта Основного закона зашло в тупик: ни Президент, ни Верховный Совет не соглашались на компромисс. Летом 1993г. Ельцин созвал Конституционное совещание. Он предложил, чтобы в его работе приняли участие представители всех ветвей власти, регионов, политических партий, религиозных и о6щественных организаций. Но руководство Верховного Совета от участия в Конституционном совещании отказалось. Свое решение лидеры Верховного Совета объяснили тем, что в Конституции о возможности созыва Конституционного совещания ничего не говорится. Они развернули кампанию по отстранению Президента от власти.

К осени ситуация стала неразрешимой. Преодолеть кризис, не меняя действующую Конституцию для Новой России, было невозможно. 21 сентября 1993 г. Президент издал указ о поэтапной конституционной реформе. Он приостановил полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти - Государственную Думу, нижнюю палату Федерального Собрания России.

Президент поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить на всеобщее голосование (референдум) согласованный проект Основного закона. Руководство Верховного Совета во главе с председателем Р. И. Хасбулатовым этому указу не подчинилось и приняло постановление о прекращении полномочий Президента. Верховный Совет приступил к формированию подконтрольных ему органов исполнительной власти. И. о. главы государства был объявлен вице-президент А. В. Руцкой.

Конфликт становился все более острым. Президент окружил здание Верховного Совета войсками и приказал депутатам покинуть его. 2 октября в столице начались организованные оппозицией акции протеста, быстро переросшие в массовые столкновения с милицией. Появились баррикады. 3 октября восставшие захватили здание московской мэрии, попытались штурмом взять телецентр в Останкино. С обеих сторон были жертвы. Для восстановления порядка Президент объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска и бронетехнику. 4 октября по зданию Верховного Совета был открыт огонь, вызвавший сильный пожар и гибель большого числа людей. К концу дня Белый дом был занят войсками, а руководители сопротивления арестованы.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, часть - впервые в Новой России - по партийным спискам.

Результаты выборов были во многом неожиданными. На первое место почти с 25 % голосов вышли представители Либерально-демократической партии России. Около 15 % избирателей проголосовали за "Выбор России" Е. Т. Гайдара. В целом по партийным спискам и округам "Выбору России" удалось провести в Государственную Думу 96, ЛДПР - 70, КПРФ - 65 депутатов.

За предложенный проект современной Конституции России выcказались 58,4 % учaстников референдума. Новый основной закон ликвидировал советскую систему власти. Полновластие советов ушло в прошлое. Конституция провозгласила Россию демократическим правовым федеративным государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы признаны высшей ценностью.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Конституция закрепила принцип разделения властей. Глава Российского государства - Президент. Он наделен широкими полномочиями: определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает гарантом Конституции и целостности России.

Высшим органом исполнительной власти является правительство. Оно разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, управляет федеральной собственностью, обеспечивает оборону страны, государственную безопасность и общественный порядок, проводит единую политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения. В том случае, если Президент не имеет возможности исполнять свои обязанности, временным главой государства становится председатель правительства, который назначает новые президентские выборы. Законодательные функции закреплены Конституцией за Федеральным Собранием (парламентом), состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Порядок принятия законов таков. Проекты законов обсуждаются и принимаются в Думе, затем их утверждает Совет Федерации. Одобренный законопроект поступает Президенту. Президент подписывает закон и публикует его. В случае если глава государства отказывается подписать закон, Дума 2/3 голосов может преодолетъ президентское вето и ввести закон в действие.

Третья ветвь власти - судебная система. Ее высшими органами являются Конституционный Суд, следящий за соответствием принимаемых законов и указов Конститyции, Верховный Суд, высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам, и Высший Арбитражный Суд, разбирающий хозяйственные споры между предприятиями и организациями.

Итоги и последствия августовского кризиса 1991 г. имели решающее значение для развития российской многопартийности в 90-е гг.

Деятельность КПСС указом Президента Ельцина в сентябре 1991 г. была запрещена. Левый фланг политических партий страны заметно ослаб. Возникли до десяти политических организаций коммунистического толка. Ситуация изменилась после принятия Конституционным Судом решения по вопросу о конституционности деятельности КПСС в советское время (этот судебный процесс получил название "дело КПСС".

В 1993 г. была создана Коммунистическм партия Российской Федерации, кoторая стала самой массовой политической партией страны. Ее численность стабильно удерживалась на отметке 500 тыс. человек. Фракция КПРФ в Государственной Думe в 90-е гг. была одной из самых многочисленных.

После октябрьских событий 1993 г. оформились небольшие социалистические и социал-демократические партии. Значительным авторитетом и влиянием в начале 90-х гг. пользовались либеральные партии. Кризис коммунистической идеологии и практики способствовали росту интереса населения к либерализму.

Вы знаете из курса новой истории России, что либерализм высшей ценностью признает личную свободу и выступает за такое государство, которое, охраняя общественный порядок, не ограничивает эту свободу. Одной из самых крупных либеральных партий была Демокpaтическая партия России. Радикальные либералы были последовательно объединены в партии и движения "Выбор России", "Демократический выбор России", "Союз правых сил". Однако под влиянием экономических трудностей, особенно после кризиса 1998 г., общественные настроения изменились. Численность либеральных партий к концу 90-х гг. заметно снизилась, а программные установки были скорректированы. ЛДПР сумела найти свой устойчивый электорат - избирателей, поддерживающих ее на всех выборах.

Предпринимались и попытки создания центристских политических партий. В этом направлении эволюционировала Демократическая партия России. В 1995-2000 гг. авторитетным было движение "Наш дом - Россия", которую называли "партией власти".

Государственная Думa стала одним из важнейших элементов новой политической системы. В 90-е гг. выборы в Государственную Думу проходили в 1993, 1995 и 1999 гг. С 1995 г. Думa избирается на четыре года. По Конституции Думa утверждает председателя правительства, решает вопрос о доверии правительству, назначает председателя Центрального банка, объявляет амнистию, утверждает федеральный бюджет. Однако главным в ее деятельности является разработка законодательства, внесение и рассмотрение законопроектов. В 90-е гг. принято более 1000 законов по вопросам государственного строительства и экономической жизни, социального развития и обороны, экологии и бюджетной политики, национальной безопасности и финансам. Среди них такие важные для общества, как Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс, Налоговый кодекс и др.

В Думе работают 450 депутатов: 225 депутатов избираются по округам, 225 - по партийным спискам. Большую роль в деятельности Думы в 90-е гг. играли политические партии. Определенным противовесом им стали объединения и группы, в которые входили депутаты различной партийной принадлежности.

Верхней палатой парламента является Совет Федерации. В него, согласно Конституции, входят по два представителя от каждого субъекта федерации. С середины 90-х гг. ими стали главы местных администраций и руководители законодательных органов регионов. Такой порядок нарушал принцип разделения властей, так как в высшем законодательном органе работали представители исполнительноЙ власти - главы местных администраций.

В 90-е гг., таким образом, формирование системы законодательной власти в новой и современной России завершилось. Это и есть важнейший результат развития российского парламентаризма в последнее десятилетие.

Большое значение в политической жизни страны имели президентские выборы 1996 г. Впервые в истории России вопрос о смене высшей власти решался путем всенародного волеизъявления. В выборах участвовали 11 кандидатов - Президент РФ Б. Н. Ельцин, бывший презицент СССР М. С. Горбачев, лидеры политических партийных движений, предприниматели и общественные деятели. В первом-туре выборов 16 июня 1996 г. наибольшее число голосов получили Ельцин (35,3 %) и лидер коммунистов Г. А. Зюганов (32 %). Они и вышли во второй тур. На третьем месте оказался генерал А. И. Лебедь (14,5 %), поддержавший во втором туре действующего главу государства. 3 июля 1996 г. победу на выборах одержал Ельцин, поддержанный 55 % избирателей, Зюганов набрал 40,7 % голосов.

Президентом России одно и то же лицо не может избираться более чем два раза. Такая норма содержится в Конституции. Вопрос о преемнике волновал Б. Н. Ельцина. Было ясно, что для сохранения стабильности в обществе главой государства должен стать человек, который продолжит демократические реформы. Назывались разные кандидатуры. В августе 1999 г., назначая В. В. Путина на должность председателя правительства, Президент заявил, что именно его видит своим преемником на высшем государственном посту. За несколько месяцев новый премьер-министр проявил себя энергичным и компетентным, стратегически и масштабно мыслящим руководителем. Общество увидело в нем политика нового поколения, способного объединить различные политические силы для решения важнейших государственных задач.

На выборах в Государственную Думу 17 декабря 1999 г. поддержанное В.В. Путиным общественно-политическое объединение "Единство" получило большинство голосов избирателей. 31 декабря 1999 г. первый Президент России Б. Н. Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу. Он объявил о своей oтставке: "Посмотрев, с какой надеждой и верой люди проголосовали на выборах в Думy за новое поколение политиков, я понял: главное дело своей жизни я сделал. Россия уже никогда не вернется в прошлое. Россия всегда теперь будет двигаться только вперед".

Исполняющим обязанности Президента страны стал председатель правительства В. В. Путин. Президентские выборы были назначены на 26 марта 2000 г.

Главным событием политической жизни страны 90-х гг. стала ликвидация всевластия Советов. В основу государственного устройства был положен принцип разделения властей, впервые в тысячелетней истории России. Оформился и стал важным фактором политической жизни страны парламентаризм. Сложилась независимая от высших органов власти система местного самоуправления. Государственные и местные органы власти впервые избирались путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

Важным элементом новой политической системы современной России стала многопартийность. Были зарегистрированы и действовали более 150 политических партий и общественно-политических движений разных идейных и политических направлений.

Впервые вопрос о том, кому быть главой Российского государства, решали избиратели, участвовавшие в президентских выборах 1996 и 2001 гг.


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics

Работает на Amiro CMS - Free